Основы эротической фотографии

Выкладываю статью из старого журнала " PROФото", надеюсь она кому-нибудь окажется полезной.


Автор : Евгений Савельев.

Постоянный интерес к эротической фотографии скорее всего связан с тем, что мужчинам всегда было намного проще раздеть женщину, чем прилично ее одеть. В последнее время публикации обнаженных знаменитостей в различных печатных изданиях и в Интернете рассматриваются не как сенсация, а скорее как завуалированный рекламный трюк, подтверждая известное правило о том, что появление в кадре обнаженного тела вовсе не означает, что снимок имеет отношение к художественной эротике. Унылые телеса и обвисшие крупы многих звезд вполне сгодились бы для распугивания морской пехоты противника, но снимать их для эротических изданий было б гуманнее лишь со спины или в полной темноте. Фотография заголившейся певицы или актрисы не должна вызывать в мужской аудитории желания сменить сексуальную ориентацию.


Эротическая фотография - это, прежде всего, вселенная чувств. Фотограф должен будить своими работами эмоции того, кто будет их рассматривать. Чтобы передать свое настроение зрителю, нужно постараться использовать все доступные выразительные средства, не забывая при этом о чувстве меры и такта, не пренебрегая ни достоинством снимаемой модели, ни эстетическим чувством будущего зрителя. Увы, в силу внутренней закомплексованности или агрессивного предубеждения и пренебрежения зритель, порою, готов смотреть - но не видеть, судить - но не рассуждать. Даже наличие хорошего вкуса недостаточно, чтобы вынести заключение о снимке, потому что он, как книга, как магическое заклинание, полон своих символов и взаимосвязей. Снимок нужно не только правильно написать, но и уметь правильно рассмотреть.


Подготовка к съемке
Неважно, какая у Вас камера: плёночная или цифровая, хотя, бесспорно, с приходом цифровых технологий процесс съёмки многократно упростился. Если вы выбрали плёночную камеру, то, скорее всего, вы это сделали сознательно и знаете, на что пошли. Значит, слова «экспонометр» или «флешметр» для вас не просто технический термин и Вы точно знаете, для чего они нужны. «Цифровикам» перечисленные выше приспособления вряд ли потребуются, так как любой отснятый кадр можно тут же отсмотреть на экране дисплея. Сразу оговоримся, не имеет значения чем Вы собираетесь снимать, среднеформатнойплёночной камерой или новейшей цифровой зеркалкой, важно, чтобы это была надёжная и удобная для вас камера. Ведь главное не то, какая у вас камера в руках, а то, какие идеи у вас в голове!

Если Вы выбрали средний формат, то, наверняка, потребуется штатив, а, значит, и тросик. Хотя камера имеет довольно внушительный вес, это вовсе не означает, что все кадры должны быть сделаны с одного места. Среднеформатная камера -универсальный инструмент. Ей также удобно работать и «с рук». Изображения, полученные с формата 6x6 или 6x7, довольно пластичны и имеют отличную проработку в деталях и полутонах. Единственный недостаток - это, пожалуй, всё тот же вес камеры. Потаскав её весь съёмочный день, к концу съёмки ваши руки будут «ныть» словно после хорошей тренировки в спортзале. Если съёмка на средний формат планируется на выезде и с цифровым задником, то не стоит пренебрегать такими «мелочами» как ноутбук, запасные аккумуляторы и шнуры. Причём, нужно не полениться и проверить состояние зарядки всех аккумуляторов и при необходимости зарядить их до рабочего состояния. Следует также взять запасные карты памяти, так как будет обидно отменять съёмку, если карту «заглючит», или она просто откажется работать.

Эти же советы пригодятся и для цифровых зеркальных камер. С добавлением того, что наверняка будет использоваться вспышка, а это значит - надо запастись для неё сменными аккумуляторами. Заметим, что малоформатные зеркалки более удобны для съёмок движения, и вес таких камер приемлем для репортажной работы.
Конечно, мегапиксельность цифровой камеры — немаловажная вещь, но при плохой оптике это преимущество может полностью сойти на «нет», поэтому советуем подходить к выбору оптики более внимательно. Начинающие фотографы оптику обычно покупают по остаточному принципу. Основной «удар» концентрируя на «тушке». Но проходит время, выходит новая, более усовершенствованная камера, и старую приходится отдавать гораздо дешевле, чем за неё платилось изначально, а тот «бюджетный» объектив от «старой» камеры с новой уже может и не работать. Я не призываю покупать только дорогую оптику, но по своему опыту знаю, что приобретать каждый раз камеру с новым объективом - гораздо накладнее!


Вернёмся к технике, которую мы готовим для съёмки. Мало кто из современных фотографов предпочитает снимать объективами с постоянным фокусным расстоянием. Обычно в сумке фотографа оказывается два зума, камера и вспышка. Я бы посоветовал прихватить с собой пару эффектных цветных фильтров. Они помогут в некоторых случаях сделать картинку более живой и интересней, например, добавят глубину цвета небу, или, наоборот, сделают небо футуристично- коричневого цвета. Можно также использовать софт-фильтр для лёгкого размытия изображения. Но не следует чрезмерно увлекаться спецэффектами в ущерб основному изображению. Ведь и сами объективы достаточно сбалансированный и мощный инструмент в руках знающего фотографа. Так, например, телезумы помогут сжать пространство и размыть задний фон при максимально открытом относительном отверстии, а «широкоугольник» поможет создать визуальные эффекты, но работать с ним следует осторожно, иначе Вы рискуете получить в свой адрес множество нелестных слов со стороны модели.

Если у Вас есть лайт-диск, возьмите его. Это незаменимая вещь при съёмке обнаженного тела вне студии. Особенно хорош комбинированный диск. Представьте себе, добравшись до заранее выбранного места съёмки Вы вдруг обнаруживаете, что солнце ушло за внушительного размера тучу и что появится оно скорее всего лишь после того, как пройдёт дождь. Вот здесь то золотистый отражатель может сослужить хорошую службу!

Ещё один совет: отправляясь на съёмку в живописные окрестности, лучше всего это делать небольшой группой. Во-первых, будет намного безопаснее, чем бродить по незнакомой местности одному, а, во-вторых, второй человек всегда сможет помочь во время съёмки: подержать отражатель, промерить экспозицию, подать сменный объектив или присмотреть за кофром с аппаратурой. В последнее время практикуется именно такой групповой выезд, когда 2 или 3 фотографа договариваются с моделями и выезжают на пленэр для съёмок. Это удобно и фотографам, которые могут за один день поснимать две-три модели, и моделям, которые получают от этих фотографов снимки в разных стилях. К тому же модель, впервые выезжающая на эротическую съёмку с незнакомым фотографом, будет чувствовать себя в компании таких же как она моделей более спокойно и комфортно, а значит сможет максимально «раскрыться».



Модели
Слава Богу, прошли те времена, когда для того, чтобы упросить девушку раздеться перед камерой, надо было потратить две трети времени, запланированного на съёмку. Сейчас найти моделей, желающих запечатлеть себя «в чём мать родила», не составит особого труда. Но первое, что должно интересовать фотографа, желающего заниматься эротической фотографией - это возраст модели, ибо съёмка несовершеннолетней модели может обернуться большими неприятностями. Но оставим этот вопрос юристам и продолжим поиск нашей модели.
Многие фотографы, снимающие эротику или ню, дают приблизительно такое описание модели: не красавица, но и не дурнушка, рост от 165 до 178 см, спортивная фигура с красивыми женскими формами, ухоженные, чистые волосы, ровные зубы, чистая кожа без пирсинга и татуировок

Остановимся на некоторых пунктах более подробно. Красивая модель - мечта фотографа, она половина успеха фотографии, но посмотрите на снимки, размещённые на фотосайтах или в журналах, кто на них снят? Вот именно! Простые, симпатичные девчонки, такие же, что живут в вашем доме. Конечно, на страницах глянцевых журналов и билбордах мы видим красавиц, кинозвёзд, супермоделей, но кто сказал, что они снимаются бесплатно? У вас есть в кармане пара сотен тысяч американских денег, чтобы пригласить для съемки, например, Шарлиз Терон или Пэрис Хилтон? Нет? Ещё вопросы есть? Возвращаясь к нашим красавицам, по своему опыту могу сказать, что заранее опускаю множество деталей, предшествующих её появлению перед объективом: «электричкой не поеду, в машине меня укачивает, слишком далеко, не поеду», и т.д. И вот, когда она уже готова к съёмке, вся такая ослепительно красивая, встаёт в какую-то немыслимую позу и «замерзает» в ней. Спрашиваешь: «Это что такое?», - отвечает: «Я видела в журнале так одна актриса стояла, мне очень понравилось, и я пред зеркалом потренировалась». Мне - не жалко, памяти в камере - два гига, от одного снимка не убудет. Снял. Дальше - всё! Больше мыслей нет, кроме нудного «...Ну давай, снимай!», ничего путного не получается. Ей кажется, что если она приехала чёрти куда, вся такая красивая, то в любой, даже самой немыслимой позе, будет выглядеть великолепно, при этом ни грации, ни гибкости, ни изящества в ней нет. Поэтому самые трудолюбивые и талантливые модели среди той самой «золотой середины». Они внутренне закомплексованы и чтобы этого не показывать, пытаются максимально выложиться, чтобы получить в портфолио хорошую картинку. Чаще всего именно с такими моделями получаются самые лучшие работы.

В остальном вы, наверное, согласитесь со мной, что идеальное телосложение и исключительные внешние данные модели сами по себе не обеспечивают успех, ведь автором хорошего снимка принято считать только одну сторону. Чаще всего это идея фотографа или хорошие данные модели, но идеальнее всего - совместное творчество. Хороших результатов можно достичь тогда, когда есть кураж, настроение для съёмки. Если кто-то в связке модель-фотограф чем-то расстроен, уставший или явно не в духе, то хорошей работы, оригинальных идей ждать не приходится, и правильнее будет перенести съемку на другой день. Конечно, это относится прежде всего к некоммерческой работе.

Я неоднократно слышал от разных фотографов, что тот должен на период съёмки влюбиться в свою модель. Возможно, это так и есть. Если фотограф и модель симпатизируют друг другу и ощущают взаимное влечение - это превосходно. Любовная интрига - великолепная почва для творчества и нестандартных решений. Модель становится более естественно-женственной, у неё блестят глаза, появляется сексапильность и желание работать. Всегда можно отличить, когда модель заинтересована не только в финансовом, но и в качественном результате совместной работы. Она более инициативна, свободна от предрассудков, лучше владеет своим телом и движениями, знает не только свои достоинства и недостатки, но и реально представляет границы своих возможностей.
Модель - не столько объект съемки, сколько соавтор в осуществлении художественного замысла. Безумно тяжко работать с моделью, которая постоянно ждет указаний фотографа и механически выполняет их. Не менее сложно работать с чересчур инициативной моделью, особенно когда модель чувствует, что фотограф колеблется или у него кончились свои идеи.

Съемка.
Для модели очень важен опыт первой съемки. В эротической фотографии он важен вдвойне. Если после первых проб снимки разочаруют ее, то вряд ли она когда-либо согласится позировать во второй раз или, возможно, навсегда сохранит в себе этот привкус разочарования как новый комплекс. Не менее важно, как поведет себя фотограф во время работы, насколько он будет тактичен, сумеет ли заинтересовать модель своим творчеством, как построит свою работу. Если приглашённая вами модель ещё ни разу не снималась в обнажённом виде, не стоит это делать заискивающе и с полунамёками, также не стоит и давить на неё. Будьте во время съёмки самим собой. Любая модель почувствует это и ей будет спокойнее, она перестанет чувствовать подвох. Не акцентируйте внимания на её интимных местах, но после того, как модель разденется, обязательно похвалите красоту её тела: любой девушке будет приятно, и возможно это поможет растопить лёд недоверия.
Кадр обычно строится на импровизации, исходя из особенностей телосложения модели, все остальное (аппаратура, свет) нужно подготовить заранее. Лучше всего построить работу таким образом, чтобы менять фон или делать перестановку света, сочетая их с небольшим отдыхом для модели.

Если съёмка происходит на улице, то место, которое вы выбрали для съемки, должно быть свободным от посторонних зрителей. Модель должна быть уверена, что любые неприятности исключены. Если модель снимается у вас впервые и хочет поехать к месту съёмки со своим молодым человеком, не возражайте, это насторожит её, но обязательно предупредите, что молодому человеку во время работы придётся находиться «на линии горизонта». В начале съёмки девушка чувствует себя неуютно в новой для себя роли, и любое незнакомое лицо будет напоминать о том, что она не одета. Конечно же, это будет «зажимать» вашу
модель. Не требуйте от неё на первой съёмке пластики и самозабвенной работы, лучше всего поработать первые 30-45 минут с «пустой» камерой, чтобы модель перестала каменеть при наведении на неё объектива и вздрагивать после срабатывания вспышки. Желательно первую съёмку сделать пробной и недолгой, а потом встретиться в студии и показать лучшие кадры. Неплохо, если во время съёмки будет звучать негромкая музыка, стоит заранее попросить модель захватить на съёмку кассету или компакт-диск с музыкой, которая ей нравится. Это поможет ей расслабиться и чувствовать себя комфортно.

Если вы выезжаете на природу на своей машине, дайте возможность девушке снять с себя нижнее бельё и остаться в свободной одежде, к тому моменту, как вы доберётесь до места съёмки, красные следы от резинок сравняются с нормальным цветом кожи, и можно будет приступать к съёмке, не теряя времени. Тот же совет относится и к студии, с той лишь разницей, что модель может остаться в халатике и скоротать эти 40-50 минут за рассматриванием альбома с вашими работами.
Съёмку лучше начинать с портрета, затем постепенно перейти к полному росту. Не забывайте поощрять модель восхитительными эпитетами об её фигуре и пластике, это поможет модели быстрее войти во вкус, сработает желание понравиться, в ней проснется актриса. Многие фотографы используют в студии зеркало. Этот аксессуар может как облегчить, так и усложнить работу фотографа. Когда модель видит себя в зеркале, она начинает подстраиваться под него, но камера зачастую находится в другом месте, и красивая поза в зеркале получается совершенно нелепой в кадре. К тому же модель постоянно отвлекается на зеркало и перестает слушать фотографа. С другой стороны, если девушка чувствует себя неуверенно, не знает, куда деть руки, как поставить ноги, можно снять этот мандраж естественным для модели занятием, например, расчесыванием волос у зеркала или поправлением макияжа. Такие фотографии всегда выглядят гламурно. Нужно сказать, что зеркальные отражения зачастую могут преподнести удивительные загадки. Зеркала в кадре могут открывать закадровое пространство, нести функцию параллельного времени или альтернативной истории. Строгий повтор зеркального мира часто связывается с темой перехода в небытие или выхода из него.

Совершенно самостоятельны в фотографии возможности времени и цвета. Пространственное совмещение героини с окружающей действительностью вовсе не означает обязательное совпадение во времени. Взгляд или жест модели, лёгкий поворот головы слева направо или справа налево могут восприниматься зрителем как обращение в прошлое или в будущее.
В фотографии очень важен цвет, который практически позволяет дирижировать человеческими эмоциями. Работа, выполненная в синей цветовой гамме, вызывает отчуждение за счёт холодного восприятия этого цвета, в то же время преобладание теплых тонов, таких как красный или оранжевый, усиливает возбуждение.

Иногда девушка не хочет, чтобы её лицо было в кадре. Чтобы сохранить инкогнито модели, существует масса способов, например, изменение макияжа, применение париков и тёмных очков, или скрыть часть лица волосами причёски. Довольно часто используется более простой и в то же время художественный способ - силуэтная съёмка. Можно снимать со спины, возможна съёмка торса или части лица, но это нужно делать очень осторожно, требует от фотографа особого такта. Можно обыграть фигуру светом и тенью или надвинуть на глаза шляпу. Неплохие результаты дают специальные диффузионные фильтры, размывающие изображение, или можно сделать слегка смазанное изображение, которое достигается путём перемещения фотоаппарата на длительной выдержке параллельно движущейся модели.

Не спешите показывать модели весь отснятый материал в день съёмки. Пусть она потомится ожиданием, к тому же кадры, которые вы считаете шедевральными, могут вызвать у модели огорчение и нарекания к своей внешности за счёт проявившихся морщинок, складок кожи или любых других незаметных мужскому взгляду дефектов.



Возможные шибки
Основные ошибки начинающего свой творческий путь фотографа - чрезмерная, порой документальная конкретика в изображении обнажённого тела. Фотограф пытается придумать что-то, как ему кажется, новое и необычное, а результат — вычурные и неестественные позы модели. Так появляются набившие оскомину фотографии девушек в мужских шляпах, с рюмками и сигаретами.

Очень часто начинающие фотографы вводят в кадр множество посторонних предметов, которые только отвлекают от основного сюжета снимка. Большинство же мастеров работают без заднего плана, то есть используют только ровный тёмный или светлый фон. Это делается исключительно для того, чтобы основное внимание зрителя было сконцентрировано на модели и ни что не отвлекало от задумки мастера.

Для того, чтобы избежать большинства ошибок, стоит начинать с предметного минимализма, то есть вводить в кадр только те предметы, которые в смысловом отношении не противоречат основной идее снимка. Между моделью и тем, что её окружает, существуют определённая взаимосвязь, очень важно постараться сохранить её как еще один выразительный метод. Окружающие модель предметы или фон должны подтверждать художественный образ, или, контрастируя с ним - усиливать его. Многие фотографы, только начинающие заниматься съёмкой обнаженной натуры, пытаются навязать модели не свойственной ей образ - это серьезная ошибка. Очень сложно от хрупкой блондинки добиться образа женщины-вамп. Для каждого типа модели хорош собственный образ, который подходит только ей. Но то, что хорошо для одной, не обязательно подойдёт такой же по сложению модели. Нет и универсальных образов. Очень важно, чтобы между фотографом и моделью было взаимопонимание, построенное на доверии. Обычно это достигается после трёх- четырёх совместных съёмок. Поэтому не стоит ожидать хороших результатов с первых же кадров. Лучше всего начать самообучение с копирования известных работ признанных мастеров, попытаться понять для себя, что у вас лучше всего получается, и лишь затем пытаться формировать свой собственный стиль.

Немаловажны для эротической фотографии жесты и выражение лица модели. Даже самый интересный снимок может быть испорчен неправильным положением пальцев рук или выражением глаз. Поэтому строить кадр нужно задолго до того, как вы берёте в руки камеру. Лучше всего сделать несколько схематических зарисовок своих идей, которые вы в дальнейшем собираетесь воплотить в жизнь. Если планируете проводить съёмку вне студии, нужно тщательно выбирать натуру. Великолепно смотрится в кадре обнаженное тело на фоне песчанного карьера или дюн, особенно в лучах бордового заходящего солнца. Если вы решили снимать модель на фоне узловатых выступающих корней деревьев, помните, что при слишком густых кронах деревьев и отсутствии «тёплого» солнечного света у вас будет переизбыток зелёного оттенка от листьев.

Иногда при той или иной позе модели появляются кожные складки, которые в некоторых ракурсах выглядят как чёрные полосы, перетягивая на себя взгляд зрителя. Нужно постараться так подобрать освещение, чтобы максимально смягчить этот эффект, если нет такой возможности, то завуалировать их, перекрыв складки руками или другими подручными средствами, например, листвой, если съёмка производится вне студии.
Чтобы максимально подчеркнуть объёмы модели, например грудь, попросите её прогнуться, отвести плечи назад и слегка втянуть живот, но не сильно, иначе под кожей будут видны ребра, что не всегда выглядит красиво. Чтобы придать соску на груди модели более эротичный вид, перед тем как произвести съёмку желательно приложить к нему что-то прохладное, но не пачкающее, например камень, или попросить модель немного потеребить его, чтобы сосок напрягся и принял более выразительную форму. Если модель не обладает бюстом достаточного размера, можно визуально увеличить его, если развернуть девушку слегка в профиль. При грамотном использовании света и тени можно подчеркнуть достоинства модели и скрыть ее недостатки. То же можно сказать и про ракурс.

Ошибки при съемке довольно часто связаны с тем, что руки или ноги в некоторых ракурсах выглядят укороченными или неестественной формы. Особенно если вы снимаете широкоугольный оптикой. Стройные ноги вашей модели на снимке могут оказаться похожими на выгнутые ножки кресла Людовика XIV. Чтобы выгодно подчеркнуть стройность женских ног, лучше всего расположить камеру примерно на уровне талии модели или чуть ниже. Можно также попросить модель слегка привстать на кончики пальцев, тем самым удлинить линию ноги.

Не стоит забывать о макияже. Он должен быть естественным и не бросаться в глаза. Высший пилотаж макияжа, который подчёркивает достоинства модели и при этом выглядит как естественный оттенок или тон кожи. Макияж нужно наносить не только на лицо, очень часто на теле модели есть небольшие ссадины или синяки, да и проступающие сквозь кожу синие линии вен не добавят модели привлекательности. Желательно нанести на такие места небольшой слой тональной пудры или крема.
Чистоте кожи в эротической фотографии уделяется особое внимание. Красный цвет кожи после недавнего загара или нездоровая бледность одинаково нежелательны в кадре. Особенно сложно работать в конце лета, когда девушки приезжают с роскошным шоколадным цветом кожи, на котором отчётливо читаются белые треугольнички от купальников. В последние годы стало модным снимать моделей с начисто выбритыми интимными местами или с лобковыми причёсками. Тут же появилась проблема кожной реакции на бритьё, которая неодинакова у людей. Нужно обязательно обратить на это внимание и заранее предупредить об этом модель, чтобы потом, приехав на съемку, не замазывать багровые волдыри и покрасневшую кожу тоннами тонального крема. А лучше всего, не надеясь на авось, приобрести недорогой триммер на батарейках, благо выбор сейчас огромный, и хотя он предназначен для поправки усов и бороды, в нашем случае может быть очень полезен.

Эротические фотографии условно можно разделить на несколько видов. В одном из которых мы не вносим никаких изменений, искажений реальности и показываем мир таким, каков он есть, в другом же случае во главу угла ставится художественная сторона изображения в ущерб настоящей действительности. Поэтому следует быть готовым к тому, что некоторые зрители могут не понять или не захотеть понять тот смысл, который вы изо всех сил пытались в него вложить. Фотограф должен стараться придать своей работе наибольшую притягательность и неповторимость. Чтобы зритель захотел ещё и ещё раз вернуться именно к вашей работе. Фотография, в отличие от кино, имеет преимущество в своей статичности, а значит, её можно разглядывать очень долго.

Комментариев нет:

Отправить комментарий